Узнайте больше

Страхование ответственности

Практика и особенности страхования ответственности перевозчика и экспедитора в Российской Федерации
Контролирующие органы указали на незаконность страхования договорной ответственности перевозчиков и экспедиторов.
Судебная практика о признании договоров страхования ответственности перевозчиков недействительными (например, постановления ФАС МО от 05.05.2004 по делу № КГ-А40/3081-04-П и от 27.04.2006 № КГ-А40/2898-06-П ).

Судебная практика о признании договоров страхования ответственности перевозчиков недействительными (например, постановления ФАС МО от 05.05.2004 по делу № КГ-А40/3081-04-П и от 27.04.2006 № КГ-А40/2898-06-П ).

Судебная практика о применении негативных последствий недействительности договора страхования (например, Определение Высшего Арбитражного суда от 30 июня 2010 г. N ВАС-8584/10)
Договор CMR/ ТТН - страхования - альтернатива полису страхования ответственности перевозчика и экспедитора.
Договор включает в себя защиту как от претензий со стороны заказчиков перевозки и требований других страховых компаний, выплативших возмещение за груз.

Вы будете защищены от любых притязаний со стороны собственников или страховщиков груза.
ГК РФ Статья 965. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (суброгация)
В соответствии с п. 1 ст. 932 Гражданского кодекса РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, установленных законом.
На сегодняшний день в Российской Федерации нет ни одного законодательного акта, который бы предусматривал страхование ответственности автомобильного перевозчика (кроме перевозчика опасных грузов и перевозчика, претендующего на включение в Реестр таможенных перевозчиков Федеральной Таможенной Службы РФ), следовательно, страхование ответственности перевозчика не допускается.
На сегодняшний день большинство страховых компаний отказалось от страхования ответственности перевозчика по договору перевозки, поскольку подобная практика грозит, с одной стороны, лишением лицензии на осуществление страховой деятельности, и с другой стороны, реституцией – то есть возвратом сторонами сумм, полученных по договору страхования (страховой премии и страхового возмещения). О недопустимости нарушения законодательства в сфере страхового дела и об отзывах лицензий на страхование уже неоднократно заявляло руководство Федеральной службы страхового надзора (далее – ФССН или Росстрахнадзор), как в средствах массовой информации, так и в нормативных документах (письмо ФССН от 27.08.2008 № 4901/02-01).

Однако потребность в страховой защите своих профессиональных рисков у перевозчиков не уменьшается. Страховыми компаниями предлагаются различные выходы из сложившейся ситуации. Так, например, отдельные страховые компании все еще выдают полисы страхования ответственности перевозчика по договору перевозки, но между тем судебная практика пришла к тому, что подобные договоры страхования признаются ничтожными, то есть не имеющими юридической силы с момента заключения, со всеми вытекающими последствиями (см., в частности постановления Федерального Арбитражного суда Московского округа от 05.05.2004 по делу № КГ-А40/3081-04-П и от 27.04.2006 № КГ-А40/2898-06).

Другие страховые компании выдают перевозчикам полисы страхования гражданской ответственности, которые по сути своей являются дубликатом ОСАГО (то есть являются защитой от причинения вреда третьим лицам, а не заказчику) и не могут в должной мере обеспечить защиту перевозчика от претензий грузовладельцев.

Еще часть страховщиков предлагает страховать груз, и не последнюю очередь в этом сыграло письмо ФССН, в котором говорится, в частности, что страхование риска утраты или повреждения груза в результате противоправных действий третьих лиц может быть предусмотрен только в рамках договора страхования груза (письмо ФССН от 25.05.2007 № 3286/02-03). Между тем, классическое страхование грузов в разы дороже страхования ответственности перевозчика, и многие перевозчики предпочитают удару по карману отказ от страхования и работу на свой страх и риск.

Для обеспечения адекватной и, самое главное, - легальной защиты интересов страхователей и страховщиков Центром страхования транспортных рисков была разработана новая концепция - страхование грузов для перевозчиков. Объектом такого договора является защита имущественных интересов транспортных операторов на базе Правил страхования грузов. Новый страховой продукт согласован с контролирующими органами и успешно применяется Центром с лета 2007 года.

Концепция Полиса страхования грузов для перевозчиков весьма проста: в полис включены только те риски повреждения, гибели или утраты груза, которые интересуют перевозчика. При этом цена варьируется в зависимости от парка транспортных средств, географии перевозок, стоимости груза, и не превышает стоимости страхования ответственности, а страховое покрытие обеспечено в объеме, достаточном для адекватной защиты перевозчика, и при желании может быть расширено.

Кроме того, переход на страхование грузов привел к упрощению процедуры урегулирования убытков: если ранее страховым случаем считалось наступление ответственности перевозчика, которую грузовладельцу надо было доказать, обосновать, и сделать это в порядке и сроки, установленные законом, то теперь страховым случаем является факт повреждения (гибели) груза по установленной договором причине. Фактически это означает устранение необходимости следовать претензионному порядку, жестко регламентированному транспортным законодательством.

Таким образом, полис CMR/ТТН страхования для перевозчиков, экспедиторов и транспортных операторов - это договор страхования, который направлен на защиту имущественных интересов перевозчика в отношениях с заказчиком, соответствует законодательству, является ясным и понятным для клиента, адекватным по стоимости, а также в полной мере обеспечивает перевозчику равноправие со страховой компанией.
Если правила страхования включают страхование ответственности перед стороной договора перевозки, то такое страхование будет являться страхованием ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки (экспедиции).

Страхование ответственности перевозчика (экспедитора) перед своим контрагентом – стороной договора перевозки (экспедиции) является недопустимым в силу закона (письмо ФССН от 02.09.2010 № 6905/02-01).
Кроме того, по результатам выборочной проверки правил страхования ответственности перевозчиков (экспедиторов), проведенной в 2010 году, было установлено, что правила страхования отдельных страховых компаний содержат положения, свидетельствующие о страховании не только внедоговорной ответственности, но и ответственности по договору перевозки (экспедиции). Результаты проверки опубликованы в Информационном письме ФССН от 22.07.2010 № 5805/02-01 .

Следует учитывать, что осуществление субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, служит основанием для направления предписания об устранении нарушений, а в последующем – и основанием для приостановления или отзыва лицензии. В том же письме ФССН предупредила о планируемой проверке деятельности страховщиков с целью выявления фактов заключения договоров страхования договорной ответственности в случаях, не предусмотренных законодательством.

Центр страхования транспортных рисков
Whatsapp: +7 (931) 969-8061
Телефон: +7 (812) 322-63-51
Е-почта: infocargo@capitalpolis.ru
Мы открыты с 9.30 до 18.00 кроме субботы и воскресенья
Made on
Tilda