Узнайте больше

Общая авария

Этот текст совсем не ставит своей целью повышение уровня Ваших знаний по вопросу Общей аварии. На эту тему написано столько материала, что написать что-то новое, уже практически невозможно, да и не нужно. Мы лишь кратко пробежимся по определениям, чтобы освежить понимание этого института морского права, дабы не заставлять Вас куда-то подглядывать или просто напрягать память. Теория и практика Обшей аварии, по нашему опыту, как красавица и чудовище – вроде как вместе, но ведь невозможно поверить. Но об этом чуть позже…

Итак, что же имели ввиду создатели морского права, когда вывели на свет это словосочетание – «Общая авария»? По их замыслу, суть общей аварии, наверное, заключалась в том, что если для продолжения морского путешествия, или спасения груза, принадлежащего различным участникам, необходимо пожертвовать его частью, то такие убытки, придется нести не только тому, чей груз пострадал, но и всем остальным участники предприятия.

Таким образом, если капитан был вынужден пожертвовать частью груза или «частью» судна и выбросил их за борт в набежавшую волну, либо произвел иные расходы на спасение от общей опасности, то более удачливые собственники спасенного имущества должны будут возместить убыток тому, чье имущество было пожертвовано.

Например, Кодекс Торгового Мореплавания установил: «Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости» (ст. 232).

С учетом изложенного выше, мы смело можем сделать вывод: если риск угрожает только судну или только грузу, а так же, если судно следует вообще без груза - никакие расходы и пожертвования во спасение оных, не могут считаться Общей аварией. К ней так же нельзя отнести общепринятые расходы на рейс, даже если они производились во спасения груза или судна.

Однако, коллизии законов об общей аварии среди таких стран, как США, Великобритании, Франции и Россия, делают применимость этих правил весьма неоднозначной.

Даже включение в коносамент оговорки о распространении на чартер «Йорк-Антверпенских правил» не может устранить неоднозначность подходов и толкования рассматриваемой проблемы.

Вот, собственно, «о красавице» мы закончили…

Однажды, в один, до того момента, ничем не примечательный день, мы получили известие, что стоящее в порту под погрузкой судно получило пробоину верхней палубы. Оказалось, что при погрузке контейнера оборвался трос и тот стремительно воссоединился сразу с нижней палубой. Нам так же сообщили, что возможно, контейнер принадлежал нашему Страхователю, но это еще уточняется. На тот момент, известие не показалось нам слишком печальным и не нарушило планы по чаепитию.

Однако скоро ситуация начала стремительно меняться. Сперва нас обрадовали – контейнер не «наш», но тут же огорчили – это уже не важно, поскольку авария признана Общей и в этой связи нам необходимо срочно внести немалый денежный депозит. В противном случае, наш счастливчик Страхователь не получит свой груз, поскольку тот будет удержан в обеспечение будущих платежей пострадавшей стороне…. Надо сказать, что размер депозита при этом существенно превышал стоимость заявленного на страхование груза…. Хотя, это все потом, сперва встал один большой такой вопрос – «КАК?». Как могло случится так, что это событие оказалось Общей аварией? Под какое, из указанных выше определений, оно хотя бы как-то подпадает? Кто принял такое решение?

Но все эти вопросы были сметены натиском эмоций от Страхователя, который, понимая, что «пахнет жареным», очень хотел получить свой груз. Его можно понять… Поняв и приняв, что быстро с этими вопросами не разобраться, мы приняли решение внести депозит, чтобы освободить груз. Но тут возникла еще одна странность, наш депозит оказался не слишком «привлекательным», поскольку брэнд нашей компании, не настолько хорошо был известен диспашерам. Это было очень удивительно, поскольку речь шла о переводе денег на счет, а не об обещании их перевести когда-нибудь. Однако нам было указано, что сумма депозита может быть сильно увеличена в последствии, и им надо быть уверенными, что за это время наша компания, говоря морским языком, не отдаст концы.

Нам, в срочном порядке, пришлось завязаться в морской узел, но найти гаранта (тоже Страховую компанию - партнера), гарантийное письмо которой утешило диспашеров и позволило великодушно принять наш депозит, с лихвой перекрывающий страховую сумму по застрахованному нами грузу.

Первичное стремление подать в суд и оспорить все происходящее покинуло нас настолько быстро, насколько мы осознали приблизительную стоимость такого процесса.

По истечении примерно 1 года, нам таки прислали запрос на увеличение депозита… На что мы вынуждены были написать, что стоимость нашего участия не может и не должна превышать стоимость застрахованного груза. Думаю, что на этот раз, уже та сторона не нашла достаточной мотивации для предъявления дальнейших требований к нам.

Мы вполне сознательно не называем никаких цифр, сумм и дат, поскольку событие это произошло достаточно давно и пытаясь быть точными в деталях, мы могли бы ввести в заблуждения читателя. Но Вы может быть уверены, что это не вымысел и что такое юридическое «чудовище» вполне можно встретить на морских просторах.

Это был, разумеется, не единственный наш опыт работы с Общей аварией, однако это был Опыт, показывающий, что при желании, любое происшествие может внезапно стать Общей проблемой.

Всем, кто имеет отношение к морю, и грузам на море - надо быть готовыми к тому, что любое, на первый взгляд не особо значимое происшествие может обернутся затратами, заметно превышающими запланированный бюджет морского путешествия.
Made on
Tilda